Вышивка барджелло: история и особенности техники

Вы уже видели роскошные подушки и покрывала, украшенные завораживающей объемной вышивкой? Это берджелло — удивительная техника с интересной историей. Флорентийская вышивка, барджелло, венгерский стежок – красивые названия замечательной и в тоже время достаточно простой в исполнении техники вышивки. Говоря о ней, в голове моментально всплывают образы узоров из язычков пламени. Эта техника выполняется вертикальными повторяющимися стежками, которые плотно прилегают к друг другу, а их длина может изменяться в зависимости от вышиваемого узора. Вышивка выполняется на плотной ткани любым типом ниток от шерсти до шелка (наиболее распространенной считается вышивка шерстью) и полностью покрывает основу, создавая эффект тканого полотна.

  1. История техники: от приданного до тюрьмы и мантия священника
  2. Эффект калейдоскопа
  3. Как научиться вышивать в технике барджелло

История техники: от приданного до тюрьмы и мантия священника

Заметки о зарождении техники барджелло достаточно туманны. До сих пор идут споры по поводу того, какая же страна, Италия или Венгрия, стала первооткрывателем техники барджелло.

В Италии говоря об этой технике используют сразу несколько названий: punto unghero, что значит «венгерский стежок», fiorentino — «флорентийская вышивка» и непосредственно барджелло, которое появилось несколько позже.

Есть несколько распространенных версий появления флорентийской вышивки. Хотя и некоторые из них не подтверждаются историческими фактами, каждая из них имеет право на существование.

Легенды и факты

По одной из версий, когда принцесса Елизавета Венгерская (7 июля 1207 — 17 ноября 1231) стала женой одного из наследников могущественной семьи Медичи, она привезла во Флоренцию красиво вышитое приданое. Жительницам Флоренции безумно понравились узоры с языками пламени и они начали практиковать эту технику. Но если разобраться, тут есть много противоречивых исторических фактов.

В первую очередь смущает то, что Елизавета Венгерская не становилась женой никому из членов семьи Медичи. Она вышла замуж за принца Людвига IV в 1220 г. Но возможно, Елизавета действительно привезла эту технику в Италию, но явно не в качестве приданного, а просто во время одного из своих многочисленных путешествий. После того, как к этой технике приловчились итальянки, ее стали называть «Венгерский стежок».

Во Флоренции есть замечательное здание, которое появилось примерно в 1250 г. – дворец Барджелло. Сейчас в нем расположен национальный музей с великим множеством экспонатов. Самым выдающимся примером флорентийской вышивки или барджелло, является коллекция кресел, которую музей приобрел в 1886 г.

Есть мнение, что возникновение этой техники вышивки связано с тем фактом, что ранее дворец Барджелло был не чем иным, как тюрьмой и, предположительно, эту технику разработали заключенные. Но это довольно спорный вопрос, поскольку учитывая тот факт, что камеры тюрьмы располагались под землей и естественный свет туда не проникал, заниматься рукоделием, а тем более вышивкой не представляется возможным.

По другой легенде есть многочисленные доказательства того, что этим видом рукоделия владела еще одна венгерская принцесса – Ядвига (3 октября 1373 — 17 июля 1399). В 1386 году она вышла замуж за польского короля Ягайло (Владислав II Ягелло). Согласно некоторым источникам, Ядвига поразила своего мужа своим умением вышивки. Она расшила мантию для священника в технике bargello и украсила ее гербами Польши и Венгрии. Считается, что именно благодаря ей, эта техника стала популярной в Польше.

Пламенные узоры в Европе

Подобная техника вышивания в средневековье была распространена не только в Италии, Венгрии и Польше. Рассматривая многие предметы старины в музеях Англии, Франции, Нидерландах можно заметить зигзагоподобные и яркие узоры пламени.

В Англии в музеях «Parham House» и «Chastleton House» хранятся экспонаты с использованием этой техники 1560-1585 годов. Именуются она Flame Stitch (пламенный стежок). В то время как во Франции считается, что изделия с пламенной вышивкой, получившие популярность в начале XVII века, выполнены стежком «bergamo» (бергамо). Нидерландцы в свою очередь, считали себя первооткрывателями этой техники и называли ее «Irish Stitch», или ирландский стежок. В XVIII веке среди девушек было популярно вышивать своим женихам мужские кошельки.

Последняя версия о происхождении флорентийской вышивки описана в монографии работника музея Барджелло, которая посвящена текстилю барокко. В ней он говорит о том, что вышивка привезена в итальянский город Перуджи женой св. Стефана, который в 1001 г. стал королем Венгрии Стефаном I (Иштван I).

Споры по поводу того, какая из этих версий является истинной, продолжается до сих пор. Одно лишь известно точно: пламенные узоры были популярны во всей Европе не только в средние века, о чем свидетельствует множество сохранившихся в музеях экспонатов. Эта тенденция сохраняется по сей день и уже распространилась по всему миру.

Эффект калейдоскопа

Более 700 лет техника пережила без существенных изменений. Барджелло исполняли традиционно прямыми стежками в одном направлении. Пока, в 1972 г. Дороти Кестнер не выполнила вышивку в «четырех направлениях», тем самым придала своей вышивке эффект калейдоскопа. Ткань разделила по диагонали на 4 основных части, а узор выполнялся в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях.

Немного позже, не останавливаясь на достигнутом, Дороти Кестнер вышила барджелло по 8-ми и 12-ти направлениям. Стежки в них выполняются не только горизонтально и вертикально, а еще и по диагонали.

Флорентийская вышивка смогла пройти долгий путь от Европы средневековых годов, крестовых походов и пришествий чумы до наших дней, где современные рукодельницы, черпая вдохновение из фотографий старинной вышивки, добавили ей не только новые направления, но и новые материалы. Ленты, разные по текстуре нитки и бисер – все это позволяет создавать не просто красивый вышитый рисунок, но и различные визуальные эффекты: глубину, объем, контраст и градиент (растяжка цветов от темного к светлому и наоборот).

Как научиться вышивать в технике барджелло

Яркие, красочные, геометрические или цветочные узоры из шелка или шерсти в технике барджелло по сей день имеют огромный потенциал для развития и массу поклонников во всем мире.

Научиться вышивать в технике вышивки барджелло не сложнее, чем освоить мастерство вышивания гладью и крестом. Для работы необходимо приготовить:

  • ткань для основы с ровным редким переплетением;
  • тупые прочные иглы с большим ушком;
  • пышные и пушистые разноцветные нитки;
  • острые ножницы.

Узоры формируются с помощью направления стежков. Вышивку в стиле барджелло выполняют справа налево или слева направо, если узор повторяется многократно, либо рисунок расходится от середины полотна к краям.

Новичкам рекомендуется разметить основу, выбирая готовые схемы. Работать проще и удобнее с натянутой тканью, используя для этого пяльцы.

Если эта техника кажется вам сложной, попробуйте сначала вышивку крестиком и гладью.

 

Оцените статью
Сайт об уходе за волосами и прическах
Добавить комментарий